С самого начала вам нужно свыкнуться с мыслью, что для раскрутки форума оптимизатор не нужен! Для раскрутки форума нужен интернет-маркетолог с умениями делать пиар (PR — public relations).
Почему нужен именно маркетолог-пиарщик, а не линкменеджер, оптимизатор и т.д. Все просто. Форум не раскручивается за счет покупки ссылок со словами из нужных запросов. Толку, что на форум пойдут по запросу, по которому продвигался форум, если вдруг реальных обсуждений по теме запроса мало и они состоят из двух постов, либо в постах выражены спорные мнения. Вам нужны люди, которые будут приходить и приходить, и приходить... каждый день! Причем не с Яндекса приходить, а из Избранного в браузере. Плюс к этому, если человек пришел по конкретному запросу, но попал не в топик, где этот вопрос/запрос обсуждается, а на «морду» форума, то он уйдет, даю 99%.
Вам нужны ссылки не на «жирных сайтах с наваристыми мордами и семью слоями жира по бокам» (имеется в виду сайты с большим Pr, ТИЦ и другими известными в народе пузомерками), а на тематических сайтах, у которых нет своих форумов. Покупать ссылки не надо вообще. Поговорите с администратором этого сайта и предложите ему стать модератором раздела. Он такую ссылку поставит у себя на сайте и так агитацию проведет, что будете кипятком под себя ходить. Причем ссылка будет не для поисковиков, а для обычных посетителей, представьте себе, на нее еще и будут кликать! Упомянутые выше вебмастеры зачастую смогут конвертировать до 80% своей аудитории в аудиторию вашего форума без никакого ущерба для себя. Раскрученные сайты без форумов нужно искать на бесплатных хостингах.
Спрячьте подальше свой кошелек
Спрячьте подальше свой кошелек, который вы успели открыть для покупки ссылок. Деньги должны подкреплять идеи, а самые лучшие идеи рождаются, когда денег нет. Это уже стало для меня практически правилом. Яркий пример у всех на ушах — хомяк за миллион баксов (http://www.milliondollarhomepage.com/). У студента не было денег, он придумал идею, идея начала работать, потребовались деньги для ее поддержания, но идея уже принесла деньги. Без денег в кошельке Вы просто будете несколько нестандартно и эффективно мыслить.
С самого начала вы должны отдавать себе отчет в том, что на форум вряд ли привалит толпа народа и начнет активно общаться. Такое бывает только в сказке и в незаполненных нишах, которых становится все меньше. Также для начинающего форума очень важно, чтобы на нем общались не только вы сами с собой. Что можно посоветовать в этом случае:
• метод фантомов, когда владелец форума пишет от имени нескольких человек (так хоть создается вид, что вы общаетесь с другим человеком);
• активное привлечение своих знакомых, друзей и единомышленников хотя бы на первое время.
Ищите единомышленников
Ищите единомышленников или интересующихся проблемой людей. Когда у вас на форуме нет ни одного пользователя, то писать все сообщения от нескольких лиц на данном этапе можно, но сложно. Искать единомышленников и просто и сложно одновременно: задают вам вопрос в аське, вы пишете развернутый ответ, постите его на форуме, в аське даете ссылку на форум. Получаете: уникальный контент, уникальный хост на счетчике, возможность продолжать вести беседу с живым человеком уже на форуме, делаете это все ненавязчивым образом. Все это делайте при условии, что тема разговора в аське неконфиденциальна.
Вы должны свыкнуться с мыслью, что во время жизни форума очень много «живых» пользователей будут уходить, сделав 10-20 сообщений. Ваша задача — поддерживать на форуме обсуждения в ожидании каждого нового «живого» новичка. Почему я говорю «каждого нового»? Да потому, что вначале их можно будет считать по пальцам. Как вы будете поддерживать дискуссии на форуме в ожидании нового активного посетителя — это основная ваша проблема, пути решения которой я потихоньку излагаю.
Сетевые воспитатели
Приготовьтесь к тому, что аудитория, которую вы увидите через 5-6 месяцев на своем форуме, будет далека от идеальной, форум в своем зачаточном состоянии будет напоминать больницу с умалишенными, которых еще нельзя выпускать на улицу, но которые уже пошли на поправку. Нормальных полностью вменяемых людей там будет мало. Ваша задача №1 по привлечению первых десяти активных участников несколько расширяется. Сначала надо привлечь как можно больше ньюбов, любых, пусть они даже чушь будут писать или задавать вопросы, ответы на которые на серьезных ресурсах не дают, а вместо этого тыкают носом в поиск Гугла, потом надо где-то нарыть людей, которые этих ньюбов будут «лечить».
Вот именно на этом моменте я хочу заострить внимание. Есть люди, которым нравится учить новичков. Эксперты (вернее большинство экспертов) никогда не будут уделять вашим новичкам столько внимания, сколько будут уделять эти сетевые воспитатели. Там, где появятся эти сетевые воспитатели, обязательно найдутся те профессионалы, кто считает их (воспитателей) методы воспитания новичков непрогрессивными и придут на форум с ними спорить.
Если вы работаете с фрилансерами, то обсуждайте детали заказа только на своем форуме (открыто либо в личных сообщениях), на чужих форумах вы сможете найти этих людей, нанять, но как только дело касается денег, сразу же переходите на общение на своей территории, людям нужны деньги, они заинтересованы их получить, поэтому они пойдут на чужой форум и даже зарегистрируются, глядишь, кто-то начнет писать по теме в основном разделе форума.
Если вы берете участие в жизни чужого, уже успешного форума, но хотите, чтобы у вас был свой, усилием воли заставьте себя не писать в чужой форум, я понимаю, что покинуть его насовсем — невыполнимая задача, но все-таки постарайтесь в него не писать и особенно не начинать новых тем. Причина этого банальна: если у вас есть мысли, то почему эти мысли материализуются в виде контента на форуме у какого-то чужого дяди? Вам дядя за это платит? Ведь через какие-то полчаса вы будете мучаться мыслью, что писать в свой форум нечего! Все свои мысли пишите в свой форум изначально, даже если мысли не по теме форума, ведь для этого есть специальный раздел — Болтовня (Курика, Флейм, Треп).
Двигатель форума — новички
Не стесняйтесь разжевывать! Двигатель форума — новички. Именно новичков любят успокаивать профессионалы, именно они задают самые противоречивые вопросы, именно они блещут смелыми, зачастую, правда, идиотскими, но все-таки идеями. В любом случае, если вы не можете выдавать качественный контент, то вам нужно научиться это делать, иначе форум умрет. По поводу новичков, а также случайно забежавших посетителей Сергей Петренко (Gray) в своем блоге дал очень дельное уточнение, что на вопросы новичков необходимо отвечать как можно быстрее.
Если вам нужны реальные посетители форума, про сбор посетителей по низкочастотникам забудьте навсегда. Это проходящая публика, она погоды на форуме не делает, можете вообще закрыть свой форум через robots.txt, меньше будет нагрузка на хостинг. Я не понимаю смысла цифры «1000 хостов» применительно для форума. Форум лучше всего описывается количеством активных зарегистрированных пользователей. Ваша задача состоит в том, чтобы регистрации были от живых людей, которые берут участие в форуме, постят туда свои мысли, новости, делятся впечатлениями.
Низкочастотники появляются сами собой при наличии хоть какого-то представления об оптимизации и более или менее заполненного контентом форума. «Убери SID для поисковиков» — самый частый совет по форумам и поисковикам, но он скорее всего касается не низкочастотников, а индексации форума в целом. После индексации как раз и появляются заходы по низкочасотникам. Для того чтобы появились посетители, приходящие по запросам, начинающихся со слов «Отзывы» и «Консультации», - надо назвать так разделы. НО! не стоит всем, кто читает эту статью, быстренько менять названия разделов, вставляя в них вышеприведенные слова. Вы должны понимать, по каким запросам к вам на форум может пойти больше целевых посетителей, и такие слова использовать в названиях разделов. Хотя я и призвал забыть про низкочастотные запросы, но вы всегда должны помнить, что все-таки существует некоторый коэффициент конвертации низкочастотного трафика в постоянных посетителей. Повысить вы его вряд ли сможете, а вот поставить задачу не уменьшать его ни в коем случае и выполнять ее — ваша обязанность.
Попробуйте наладить сотрудничество либо просто привлеките как обычного пользователя себе на форум какую-то эпатажную нестандартную личность. Это должен быть реальный человек, который пишет сам, у которого нет или очень мало авторитетов, который соображает в том, что пишет, учит новичков, но все делает по-своему. Только следите, чтобы он не сильно обижал ваших посетителей, такое случается, но очень редко. Кто не понимает, о ком я говорю, наберите, например, в Яндексе: RomikChef и ознакомьтесь со всеми ссылками.
Не делайте так, как делают все доморощенные блоггеры. Не надо обсуждать те темы, которые обсуждаются на форумах схожей тематики. Поднимая интересные темы, привлекайте специалистов для ответов на ваши вопросы и т.д. На самом деле специалист может даже после этого и не читать ваш форум и не брать участия в его жизни, но вы получите качественный ответ.
Берите активное участие в жизни форумов-конкурентов. Только не рекламируйте свой форум на чужом форуме, сразу же поймут, что вы — неудачник, просто пишите дельные посты, общайтесь. Вам будет достаточно ссылки на Ваш форум в подписи. Конвертацию сообщений на форуме в переходы, если вы берете участие в форуме со смежной к вашему форуму тематикой, а также вы в состоянии писать сильные посты, несложно будет посчитать, лично у меня это составляет один переход на два сообщения в форуме.
Самое сложное — получить первых десять активных участников, их вполне реально получить, делая те шаги, которые я описал выше, дальше нужно только общаться и наращивать свою аудиторию.
Придумайте способ, чтобы ваши участники сами рассказывали про ваш форум своим друзьям.
Обязательно заведите у себя на форуме раздел «Оффтопик», чтобы люди могли пообщаться на отвлеченные темы. Общение на темы пива, покупки новых вещей, советов, какую лучше выбрать машину, сплачивают. Обязательно все перезнакомьтесь в оффлайне, ходите пить пиво, на шашлыки, в кино, общайтесь в оффлайне короче. Назовите как-то мероприятие в оффлайне одним емким словом:
"пилотовка" — собрание любителей палмов;
"киношка" — собрание любителей просмотров фильмов.
Спросите напрямую у своих посетителей, чем они могут помочь. Как варианты, чем могут помочь ваши пользователи:
• пусть поставят ссылки на форум у себя в подписях на других форумах;
• пусть поставят ссылки у себя на сайтах;
• пусть напишут про Ваш форум у себя в ЖЖ;
• поставят ссылку на форум в качестве домашней странички в инфо в аське;
• если на форуме есть журналисты, то они могут даже упомянуть форум в статье (такие случаи были).
Чем оригинальнее ведут себя ваши посетители, используя вашу символику (УРЛ форума, логотип), тем лучше. Естественно, это должно быть в рамках приличия.
Для некоторых форумов достаточно одного уважаемого участника, чтобы он в Оффтопике сказал: "Я поставил ссылку на этот форум у себя на сайте", - как в ответ понесется "и я тоже поставил". Вирусные идеи на форумах реализуются на порядок проще, чем в нелабораторных условиях интернета. Пример можно продемонстрировать на форуме про поисковые системы. Стоило мне написать парочку строчек по теме, а потом сказать: «а можно УРЛ форума в личку?» или что-то типа этого, как найдется с десяток человек, которые повторят это действие один в один.
Рассылка
Когда у вас уже есть форум, на нем есть посетители, неплохо будет начать вести свою рассылку. Онадолжна быть интересной и регулярной.
Если у вас на форуме есть хотя бы 2-3 обсуждения (обсуждением стоит считать не просто вопрос или мнение, а, как минимум, вопрос, ответ, и комментарий ответа), то можно открывать рассылку. Если форум не сам по себе, а сопровожден лентой новостей или уже готова пара статей — вообще замечательно, если же своих статей нет, то при разговоре о партнерстве с владельцами сайтов на сходную тему можно обсудить и возможность публикации статей и анонсов в рассылке. Большинство владельцев сайтов возражать не будут. Заодно можно обсуждать и сотрудничество рассылок — обмен формами подписки и анонсами.
В каждом выпуске рассылки должен быть хотя бы один полноценный материал. Такой, чтобы человек мог прочитать этот материал, закрыть письмо и не нуждаться в переходе на ваш сайт или форум, если остальные анонсы его не заинтересовали. Но рассылка не только для читателя, но и для автора тоже, поэтому анонсируйте самые горячие обсуждения, задавайте самые простые вопросы, на которые у любого читателя найдется, что сказать, просите поделиться опытом. Нет смысла просто перечислять заголовки последних топиков, потратьте лишние 15 минут и заинтересуйте вашего читателя, он же вам нужен не просто как цифра в количестве подписчиков, но как потенциальный автор вашего форума.
Сергей Колесниченко